ГЛАВНАЯ | ФОТОАЛЬБОМ | ФАЙЛЫ | СХЕМЫ | ФОРУМ
Широкое применение получили антенны-мачты шунтового питания с пониженным волновым сопротивлением. Эти антенны используются радиолюбителями, которые позволяют без переключения использовать их в широком диапазоне частот. Электрическая схема такой антенны показана на рис.1.
Родоначальником этой
антенны был шлефовый или петлевой вибратор, который ополовинили и заземлили,
см. рис.1а. Входное сопротивление полуволнового вибратора составляет 240
Ом, четвертьволнового составляет 120 Ом.
Для придания ему большей широкополосности, его породнили с диполем Надененко,
и получилась принципиально новая антенна шунтового питания, см. рис.1б.
Заземлённая мачта этой антенны окружается системой излучающих проводов,
расположенных по образующей внешнего цилиндра радиусом R. У основания эти
провода изолируются от ствола мачты и соединяются вместе собирательным кольцом,
к которому подводится питание. Увеличение поперечного сечения заземлённой
мачты с помощью проволочного цилиндра, снижает волновое сопротивление антенны,
что позволяет улучшить её диапазонные свойства. Ее входное сопротивление
становится еще ниже и может достигать 75-50Ом.
Высота шунтовых антенн-мачт обычно выбирается в пределах 0,5-0,15 λ. Достаточным
примером для этого, подобный тип антенн с успехом применяется радиолюбителями
UY5AP; UА6HКН, и опубликованные в журналах "Радиолюбитель" и "Радио".
Антенна на диапазон 6 - 50 мГц, которая представлена ниже, имеет несколько
отличительные черты от широко применяемой шунтовой антенны в профессиональной
связи и радиолюбительского варианта.
Вертикальная часть антенны изготовлена из стальной трубы диаметром около
40 мм. Горизонтальные распорки из трубок диаметром около 10-12 мм, которые
насаживаются на болты с резьбой М:10, приваренные равномерно по окружности
мачты.
Длина каждой распорки в верхнем ярусе составляет 0,4м, нижнего - 1,3м. На
всех распорках установлены изоляторы, см. рис.2. В качестве излучающих проводников
можно использовать антенный канатик диаметром 2-3 мм. или биметалл с обмеднением.
В первом случае удобнее собирать конструкцию, во втором она долговечнее.
В обоих случаях верхний конец проводников закрепляется к заземлённой мачте
(вверху) при помощи автомобильного хомута (винтовая затяжка), с предварительной
зачисткой мачты до блеска металла. Проводники при этом должны выступать
выше мачты не менее чем на 10-15 см. Далее, после затяжки хомута, проводники
загибаются вниз, и ещё одним хомутом, расположенным чуть ниже первого, прижимаются
вновь к мачте. Этот узел соединения с мачтой герметизируется жидкой резиной
или другим влагостойким гирметиком. В нижней части, излучающие элементы
закрепляются на собирательном кольце, которое изолируется от мачты и соединяется
с центральной жилой кабеля. Все излучающие элементы соединяются между собой
в местах прохождения через изоляторы распорок, как в верхнем ярусе распорок,
так и в нижнем. Это даёт дополнительную широкополосность антенне и жёсткость
конструкции. Методы соединения могут быть разными, от пайки, до зажимов.
Антенна работает только с противовесами и хорошей землёй. Количество их
не ограничено, но их должно быть не менее шести, а их длина должна составлять
7,5 метров. Как уже отмечалось выше, что увеличение поперечного сечения
заземлённой мачты с помощью проволочного цилиндра, снижает волновое сопротивление
антенны. Это необходимо для того, что бы к антенне подвести фидер с сопротивлением
в 50 Ом. По этому количество проводников в вибраторе может быть увеличено
до 10-12 штук. При помощи этих проводников можно настроить антенну с КСВ
близкую к единице в диапазоне частот 6-50 мГц. Для более эффективной работы
на частоте 6,66 мГц необходимо 3-4 противовеса удлинить до11,25м.